Сколько стоит толерантность в кино. Часть 9.

кунг-фу йога

Понятно, что если очень долго ничего не делать - превратишься в бездельника. Понятно, что если много лет написание сценариев превращается в алгоритм типа “взять старый комикс/заплесневелый фильм, поменять главных героев на трансгенедров-афроамериканцев и/или сильных женщин-борцов за экологию против расизма”, до рано или поздно начнется деградация сценарной школы.  

При том, какая-то часть американского общества стремительно идеологизируется. Именно та часть, к которой и принадлежит Голливуд. И в сценариях это отражается все заметнее. Вот сегодня смотришь, к примеру, старый советский фильм “Иван Васильевич меняет профессию” о Иване Грозном - и в этом фильме Иван Грозный как-то не произносит длинных речей о победе коммунизма. Потому что глупо было бы, при всей заидеологизированности советского общества. Так вот, американские киносценаристы себе такой роскоши позволить не могут. Снимают фильм о (Иване Грозном) короле Артуре - извольте вставить афроамериканца на заметную роль. Снимают фильм о брате и сестре (которые вроде б должны быть ну хотя б одной расы) - нет, давайте сделаем сестру белой, а брата - черным (последняя “Фантастическая четверка”). Снимаете фильм о женщинах - извольте добавить женщину с лишним весом (раза в два от нормального), а то обвинят в объективизации. Это примерно как если б в СССР на все ведущие роли брали исключительно членов партии с 1913 года.

Понятно, что гениальный сценарист и режиссер может обыграть и вплести в ткань повествования любые навязанные извне ограничения. Теперь как легенда воспринимается, но в свое время Оливер Стоун так снял в фильме рекламу “Кока-колы”, что фирма просила ее убрать. И Пол Верхувен снял в своей картине реальные казино так, что потом владельцы казино просили эти кадры вырезать. Только времена нынче не те - за фигу в кармане могут и выгнать с волчьим билетом. Вот и превращается на выходе фильм в нечто аморфно-беззубое. Не случайно ведь все больше и больше идет фильмов про сказочных человекопауков и джедаев. Про реальную снять так, чтоб и денег собрать и “линию партии” выдержать - уже почти никому не удается.

И в итоге в кино идут только все более и более упоротые любители человекопауков - подростки, лица, особо подверженные рекламе и великовозрастные инфантилы. У всех остальных реакция все больше и больше другая: “да, неплохо б в кино сходить - а блин, что-то и не идет ничего, только человекопаук... Опять. Достал. Ну ладно, тогда в боулинг пошли”.    

Как мы отмечали выше, на сценарный кризис накладывается кризис технологический. Но технология - на самом деле дело второе, как бы не уверяли нас в обратном создатели человекопауков. Фильмы 20-30 летней давности вполне актуально могут смотреться и даже лучше современных поделок, если снято профессионально и сюжет выстроен крепко. Ну и сами спецэффекты уже не являются чем-то запредельно дорогим. В этих условиях могущество голливудских студий держится фактически только на деньгах, на рекламных бюджетах - и на контроле системы дистрибьюции во всем мире.

То есть в плюсе система дистрибуции и система раскрутки - мировые медиа пока заточены на Голливуд, и многие освещают съемки нового фильма с условным Бредом Питтом даже не потому, что им заплатили, а потому что  Бред Питт. А фильм с условным Салманом Кханом эти медиа освещать не будут - при том, что человек вполне себе звезда для миллиарда как минимум человек, и его очередной фильм запросто соберет денег больше, чем фильм того же Питта (и даже бюджет может быть не меньше).

В минусе - деградация сценарной школы. И деградация производства. Когда красивый и зрелищный фильм снять еще могут - но сделать это хотя бы за средние деньги уже не могут, только за безумно дорогие (раз в 5 дороже, чем у условных китайцев или индийцев как минимум, а скорее всего в десять).

Пока плюсы позволяют хеджировать провалы. Условно говоря, провалилась очередная “Годзилла” в США (снятая за безумные деньги, при том, что сама Годзилла будет фигурировать в кадре минут эдак 10 - а почему ж бюджет такой огромный тогда? Кто сказал - распил?). Но провал в США можно компенсировать, если фильм удачно пройдет в том же Китае. Или Латинской Америке. Или может в Европе выстрелит. Или продажей игрушек отобьется. При олигополии конкуренции практически нет, разориться трудно. Но если стараться десятилетиями...  

Вот тут как-то очень аккуратно пишут (http://variety.com/2017/tv/festivals/10-trends-international-tv-business-series-mania-2017-1202393006/ ), что оказывается во Франции из 100 самых популярных шоу хорошо если три - американские. При том, что года три назад таковых было 50-60. Думается, что нет тут какого-то заговора - скорее всего слишком дорого стало покупать американский контент и в прайм-тайм ставить. Дорого и видимо не отбивается - мало желающих смотреть абсолютно беззубые поделки. Для меня было также откровением, когда российский канал ТНТ отказался в 2016 вообще от зарубежного контента. Люди посчитали, насколько понимаю, что условный “Физрук” и снять дешевле и людей посмотрит как бы не больше.

Тут наверняка вы скажете “Игра престолов”! Не смогут у нас “Игру престолов” снять. Да, пока не смогут. И “Мир Дикого запада” вряд ли потянем в ближайшие пару лет. Но “Игра престолов” выходит в полтора года раз. Все остальное же процентов эдак на 90 - откровенный шлак. Снимать такое и лучше на ТВ у нас вполне могут.

С кино ситуация более непростая. Китайцы, такое впечатление, нацелены перехватить кусок пирога. Они приглашают западных режиссеров, они учатся снимать масштабно и красиво. Пока успехи невелики - но смотреть уже иногда вполне можно. И индийцы тоже ощутимо прибавляют. Еще несколько лет назад их поделки было больно смотреть. Сейчас уже вполне можно - если проматывать песни и пляски. Будут выпускать версию фильма для международного рынка без плясок - будет совсем неплохо. Понятно, что мировой рынок пока они не отобьют - но азиатские рынки вполне могут перехватить, и собственно это будет стартом для краха голливудских монстров, потерю этих рынков они вряд ли переживут в нынешнем виде. Будет это удивительно скоро. Если ничего кардинально не изменится - в ближайшие несколько лет.   

 

Alexander Chernykh

 
+1
+4
-1

Все статьи из цикла

щелкунчег
снайпер
batman
star-wars
кино
сумерки
кино
netflix
universal
Хонсу
Dark
сериал
Россия-1
Россия
годзилла
йа ученый
трансы
крысы
умереть не жить
поплачем!
как же быть?
мазохизм
смерть
поговорим
убей телевизора
смотрим тв
люблю телевизор

Информация об авторе

/
(Все статьи автора)
Все беспричинно. Чей-то взгляд. Весна.
И жизнь легка. Не давит ее ноша.
И на душе такая тишина,
что, кажется, от счастья задохнешься.
 

Добавить комментарий