Быть мусульманином в Западной Европе. Реальна ли исламофобия.

Непросто. А кому легко? Точно так же, как и быть христианином – в мутной воде разнообразных христианских обществ, организаций и церквей разнообразного толка, прихожане, воображающие себя христианами, уже давно здесь выбирают церковь не по проповедям и догматам, а по тем же принципам, что и телевизор или автомобиль: “мои родители ходили в эту церковь, вот и я привык”, “подруга сказала, что в этой церкви прикольный священник”, “эти ребята организуют благотворительные ярмарки каждое лето, убирают в парке, молодцы!”
Спору нет, молодцы, но причем тут религия?
Большинство народа на Западе воспринимают значимость религиозных конфессий исходя из их умения организовать массовые шоу для зрителей, суммы сборов в благотворительные фонды.
Умению себя рекламировать и быть современными, не навязываясь особо с религиозными обязанностями. И это называется – быть открытыми и идти в ногу со временем.
Поэтому мусульман с их последовательным соблюдением довольно жестких ограничений воспринимают как забитых рабов со средневековыми взглядами. Вечный платок на голове мусульманки встречают с состраданием и сожалением о горькой судьбе женщины, а изукрашенное первобытными татуировками и кольцами во всех отверстиях тело – как символ свободы и раскрепощенности. Считая себя тут демократами, плюралистами и атеистами, в тоже время с готовностью следуют собственным глупым правилам и ограничениям, с особым трепетом наблюдая, например, чтобы флаг вечером вовремя опускать, и чтоб, упаси бог, он не коснулся земли при этом. Опять таки, спору нет, флаг – символ государства, но при этом он все же остается по сути, чем и является, то есть куском ткани. И в наши дни панический припадок от того, что угол полотнища коснулся земли, выглядит так же ненормально, как и религиозный экстаз.
Но то свои, “родные” и с детства знакомые правила и ограничения, которые трактуют как часть культуры и традиций. А традиции других- понятно, странные и пугающие. За вывеской показной толерантности. Некоторые из знакомых мусульманских семей откровенно говорили мне, что знай они заранее об откровенной исламофобии тут, они ни за что бы не перебрались в западную Европу. Несмотря на все трудности жизни в родных странах.
Исламофобия не проявляется откровенно, наоборот, вы повсюду встретите многочисленные призывы к толерантности и уважению разных религиозных взглядов. Почти не встретите на улице косых взглядов по по поводу одежды. Но выражение “ не все мусульмане – террористы, но все террористы – мусульмане” очень даже пользуется популярностью.
А вот вы просто представьте себе так называемый “глобальный терроризм”, какие образы тут же всплывают в сознании? Уверена, 99% тут же представили себе группу Мохамедов с Бен-Ладанами в чалмах и окладистой черной бородой. Какой-нибудь местный Джони расстрелявший коллег или, пытающийся взорвать военную базу объявляется просто сумасшедшим. А вот если его зовут Ибрагим - террорист, понятное дело. Связанный с другими такими же.
СМИ обычно и представляют мусульман в «глобальном» виде, не подчеркивая различий между ними. Вот христиане – эти разные, и дело даже не в их религии, а в человеческих качествах. А мусульмане по картинке СМИ – как бы все одинаковые, и обычно воинственно настроенные. Поэтому любой мусульманин представляет собой потенциальную угрозу.
Мусульманин с высшим образованием, работающий врачом или учителем вызывает искреннее удивление. Как случайно затесавшийся в ряды нормальных людей. Мусульманская женщина, высказывающая желание жить с другими женами в одной семье – негодование по поводу ее забитости и рабского сознания. Критические высказывания по поводу ислама считаются проявлением демократических свобод. Критические высказывания по поводу местной королевской семьи – проявлением неуважения и политической безграмотности неблагодарных иммигрантов.
Говорю об этом, и тут же “слышу” хор тех, кто любит решать все вопросы просто, дескать, не нравится им на Западе – пусть валят обратно, в свои страны. Так ведь и уезжают многие, на самом деле. Статистики у меня нет, но совсем недавно уехал муж коллеги обратно в свой Иран. Звал ее с собой, просил прощения за то, что жизнь ему здесь кажется уже просто невыносимой.
Уехала обратно в Чечню семья с четырьмя детьми. После четырех лет проживания в Швеции. Простая мысль о том, они сделали это именно ради детей, ради сохранения своих культурных традиций вопреки распространенному мнению, что детей в первую очередь нужно обеспечивать колбасой, компьютерами и автомобилями, мало кому приходит в голову.
Взрослые иммигранты из мусульманских семей, в принципе, все понимают, готовы к подобным трудностям. Очень осторожно делятся своими взглядами, рассказами о семейных событиях или перспективах на будущее. Открыто говорят о своих проблемах и радостях только между своими, что тоже не добавляет им популярности среди местных.
Их детям – намного сложнее. Особенно подросткам. Возраст такой, в этом возрасте им очень хочется быть “как все”, смотреть те же фильмы, носить такую же одежду, слушать такую же музыку. О детях из мусульманских семей и их проблемах – в следующей статье.
Все статьи из цикла
|
|
|
|
|
|
Добавить комментарий